ГОУ СПО (ССУЗ) "САМТ"
Время:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Мордовия САРАНСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Skype Me™!
Обновлён 22.08.2016
ОБЛАКО ТЕГОВ
Система Orphus

Наш адрес: 430017, Республика Мордовия,
г. Саранск,
ул. Солнечная, д.25
тел. (834 2) 75-45-10,       (834 2) 73-12-51
E-mail: pfu36@mail.ru


 
Л И Т Е Р А Т У Р А

Цели урока
Обучающие:

  • дать краткий обзор жизненного и творческого пути И.Бунина;
  • показать своеобразие поэзии И.А.Бунина, гармонию души человека с природой.

Развивающие:

  • развивать коммуникативно-речевые умения и навыки;
  • развивать умение анализировать поэтический текст.

Воспитательные:

  • вызвать интерес учащихся к творчеству И.А.Бунина;
  • воспитывать чувство прекрасного, умение ценить каждое мгновение жизни, замечать красоту и многообразие окружающего мира.

Методы: анализ стихотворений, беседа, сообщение.
Предварительное домашнее задание:

    • Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя»

Оборудование: презентация по творчеству И.А.Бунина; видеоклипы, (источник – сайт  http://www.youtube.com/); аудиофрагмент к стихотворению «Одиночество» (читает И.А.Бунин); раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент (запись темы, сообщение целей урока)
2. Вступительное слово преподавателя о творчестве И.А.Бунина.
Слайд 1. Иван Алексеевич Бунин – последний русский классик порубежного времени.
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ века. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин – это целый мир, в чем-то еще не изведанный, тайный. Всякий раз, читая его произведения, открываешь нечто новое в его творчестве.
Литературная судьба Бунина сложилась на редкость счастливо. Он получил признание раньше всего как поэт, стихотворец.
3. Сообщение студента (Биография И.А.Бунина)
Слайд 2. Биография писателя (рассказывает подготовленный ученик)
Слайд 3. 10 октября 1870 г. в Воронеже в семье орловских помещиков Алексея Николаевича и Людмилы Александровны Буниных родился сын, в крещении названный Иваном.
Слайд 4. В 1881 г. Иван Бунин был зачислен в первый класс Елецкой гимназии, а в 1886 г. отчислен за неуспеваемость, гимназический курс проходит дома, под руководством брата Юлия.
Слайд 5.  В 1891 г. в качестве приложения к «Орловскому вестнику» издана первая книга Бунина – «Стихотворения 1887 – 1891 гг», а с 1892г. рассказы Бунина начинают публиковаться в ведущих российских журналах. В 1896 г. вышел в свет бунинский перевод «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, а уже в 1897 г. в Петербурге издается сборник «На край света» и другие рассказы.
Слайд 6. Женщины Бунина. Первой женщиной Бунина была Варвара Владимировна Пащенко, с которой он состоял в гражданском браке с 1892 по 1894гг. После разрыва с Варварой Владимировной Иван Алексеевич в 1898 г. женится на Анне Николаевне Цакни, богатой одесситки греческого происхождения. Но и с ней Бунин не нашел своего счастья, и в 1899 г. они разошлись. Лишь в 1906 г. Бунин, наконец, обретает семью. В доме писателя Бориса Зайцева он знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, которая стала  верной спутницей до конца его дней.
Слайд 7. В 1903 г. И.А.Бунину присуждена Пушкинская премия Российской Академии Наук за поэтический сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате».   С 1902 по 1909 гг. в приложении к горьковскому издательству «Знание» выходит первое Собрание сочинений в 5 ненумерованных томах. А в 1909 г. ему присуждается вторая Пушкинская премия, после чего Бунин был избран почетным академиком Российской Академии Наук. В 1910 г. в печати появляется первая большая вещь Бунина – повесть «Деревня», вокруг которой разгорелись горячие споры.
Слайд 8. По возвращении из Италии писатель публикует повесть «Суходол», давшую название сборнику повестей и рассказов. В этом же году торжественное празднование 25-летия литературной деятельности. В 1915 г. в издательстве А.Ф.Маркса выходит Полное собрание сочинений Бунина; в Москве издаются сборники рассказов - «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916). Трагически пережив Октябрьский переворот, в 1918 г. 21 мая
Бунины уезжают в Одессу, занятую белыми, а оттуда в 1920 г. 26 января  - в Константинополь. В 1922 г. Бунины поселяются в г. Грасс, близ Ниццы.
Слайд 9. В этот период он пишет рассказы «Легкое дыхание», «Митина любовь».
Слайд 10. Живя в эмиграции, Бунин продолжает работать, и с 1927 г. по 1933 г. он работает над единственным романом – «Жизнь Арсеньева».
Слайд 11. В 1933 г. Иван Алексеевич становится первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии в области литературы – «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
(Демонстрируется кинофрагмент записи выступления И.Бунина при получении премии в 1933 году)
Слайд 12. В 1943г. в Нью-Йорке выходит первым изданием вершинная книга бунинской прозы «Темные аллеи»; в 1946-м появляется ее парижское – расширенное, итоговое – переиздание. В 1950 г. Бунин приступает к работе над книгой «Воспоминаний», подводя итог своей жизни в литературе.
Слайд 13. 8 ноября 1953г. в Париже Иван Алексеевич Бунин скончался. Спустя несколько дней он был похоронен на русском кладбище под Парижем – Сен – Женевьев – де – Буа.
4. Слово учителя:
Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть норма…»
Своеобразие Бунина раскрывается в его пейзажной и  любовной лирике. Эти две стихии у Бунина часто выступают воедино, сливаются, дают сложный синтез чувств и настроений.  Принадлежащая своим эмоциональным строем ХХ веку, лирика Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира. Красота порождает любовь – страсть, совершающую прорыв в одиночестве. В конечном счете любовь не спасает от одиночества. Исчерпав «земные» возможности, любовь ввергает героя в состояние спокойного отчаяния. Этим настроением сдержанного трагизма проникнуто стихотворение Бунина «Одиночество».
5. Анализ стихотворений И.А.Бунина.
Слайд 14. Звучит стихотворение И.А.Бунина «Одиночество» в исполнении автора.
После прослушивания стихотворения студенты отвечают на вопрос: Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение? Какую картину вы можете нарисовать?
Беседа  по вопросам:

  • Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение?
  • Как построено стихотворение? Делится ли оно на строфы, сколько их?
  • Какая картина нарисована и с помощью каких художественных средств?
  • Есть ли в стихотворении лирический герой, каков его внутренний мир существования? Что с ним происходит?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в этом стихотворении?
  • Что вам особенно понятно и близко в этом стихотворении?

Пояснения учителя: Однако стихотворение И.Бунина не оставляет какого-то мрачного настроения, ощущение безысходности сменяется в конце произведения надеждой на что-то лучшее, светлое. Все прошло, все минуло, но свет в душе остался, поэтому пока «Хорошо бы собаку купить». Эта последняя строка звучит даже несколько иронично: ирония над самим собой. Была любовь – и хорошо, я был счастлив. И еще, уверен, буду.
Стихи И.А.Бунина необычайно напевны, мелодичны. Примером служит «Последний шмель».
Слайд 15. Знакомство с музыкальным клипом на стихотворение И.Бунина «Последний шмель»
Студенты читают стихотворение. Отвечают на вопрос: «Каких чувств больше –светлых или мрачных?»
Далее смотрим клип, отвечаем не тот же вопрос.
Беседа:
1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите изобразительно-выразительные средства, которые помогают создать настроение грусти.
(Эпитет “последний” упоминается дважды, “черный шмель” и “черный бархатный шмель”, “заунывно гудящий”….)
Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?
(Заунывно, тоскуешь (со мной);
Последние дни, засохшая татарка, усни;
Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля)
Чем вызвана тоска героя?
Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках).
Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля?
За образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.
Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.
Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы:
Не дано тебе знать человеческой думы…
Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.
Найдем, строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”.
Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”.
Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Впервой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.
Поэтому в стихотворении И.Бунина нотки грусти не оставляют налета мрачности, трагедийности жизни. Жизнь скоротечна, но она не только прекрасна, но вечна.
Слайд 16. Как эта мысль раскрывается в стихотворении «Настанет день – исчезну я»?
Читают стихотворение, потом слушают в исполнении актера.
Прослушайте стихотворение И.Бунина в исполнении актера и посмотрите клип. Обратите внимание на цветовую гамму стиха и зарисовки клипа и постарайтесь ответить на заданный вопрос.
(Звучит стихотворение И.Бунина в актерском исполнении, видеоклип)
Беседа по вопросам:

  • Какое впечатление оставляет стихотворение?
  • Каким мотивом проникнуто стихотворение?
  • Определите основной образ стихотворения.
  • Какие средства выразительности использует автор?
  • Охарактеризуйте лирического героя, его внутренний мир.
  • Светлых или мрачных чувств больше в стихотворении? Почему?

(Лирический герой грустит о том, что его скоро не станет, а мир будет всё так же маняще прекрасен. Стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, что отражается в цветовой гамме красок стихотворения.)
6. Устный тест по творчеству И.А.Бунина
Задание: выбрать правильный ответ:
1. Укажите годы жизни И.А. Бунина        
1860-1904
1865-1921
1870-1953
1899-1960
2. По социальному положению Бунин был:
купцом
дворянином
мещанином
разночинцем
3. Кто занимался образованием Бунина после его выхода из гимназии?       
родители
старший брат Юлий
гувернантки
сам разработал систему дальнейшего образования
4. Академическая Пушкинская премия была присуждена Бунину за:   
роман "Жизнь Арсеньева"
цикл рассказов "Тёмные аллеи"
сборник стихов "Листопад"
рассказ "Суходол"
5. Какая тема является основной в раннем творчестве Бунина?          
тема любви
тема смерти
тема маленького человека
тема гармонии и красоты  в природе
6. Как Бунин относился к революции?    
восторженно принимал и поддерживал
был в растерянности
отвергал и негодовал, считая её концом России
был равнодушен
7. Нобелевская премия была получена Буниным за:      
1925 г. за рассказ "Солнечный удар"
1915 г. за рассказ "Господин из Сан-Франциско"
1933 г. за роман "Жизнь Арсеньева"
1938 г. за цикл рассказов "Тёмные аллеи"
8. Автобиографический роман Бунина назывался:         
«Митина любовь"
"Жизнь Арсеньева"
"Суходол"
"В Париже"
9. Основная тема сборника рассказов «Темные аллеи»:  
Война
Любовь
Природа
Революция
11. Определите особенности манеры изображения природы в стихотворениях Бунина     
документализм
символизм
музыкальность
гармоничность
впечатлительность
схематизм
образность
революционность
7. Обобщение материала. Заключительное слово учителя.
Бунин начал свой творческий путь именно как поэт. А. Бахрах записывал: "Бунин неизменно хотел, чтобы его в первую очередь считали поэтом, а как раз его поэзию как бы не признавали или признавали с оговорками. <...> Не этим ли объясняется, что он любил издавать свои рассказы в одном томе со стихами?"'. Вторит ему Г. Адамович, встречавшийся с Буниным в эмиграции: "Он не считал себя прозаиком, который тоже пишет и стихи, как, например, Тургенев, нет, он придавал своим стихам очень большое значение и с горечью должен был сознавать, что как поэт остался в тени"'. Бунин-прозаик, вольно или невольно, заслонил собой Бунина-поэта, хотя сам мечтал об обратном. На следующем уроке мы с вами посмотрим, какие художественные особенности отличают прозу И.Бунина.
8. Домашнее задание
По учебнику стр. 47 – 51.
Инд. сообщения        а) повесть А.И.Куприна «Олеся»
б) повесть А.И.Куприна «Поединок»
в) рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Презентация к уроку (скачать)
 
ПОИСК ПО САЙТУ


Вверх

Copyright © ГАОУ СПО РМ "САРАНСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"   Все права защищены.